Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

В настоящее время в МАОУ «Средняя школа № 2» реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

·создание в МАОУ «Средняя школа № 2» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

·социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;

·реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

·позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;

·обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.

Программа «Доступная среда» в МАОУ «Средняя школа № 2» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

«Доступная среда» обеспечивает:

·выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

·осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

·даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;

·обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

Основные задачи программы «Доступная среда»:

Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

Инклюзивное образование.«Инклюзия»- «включение». Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Включение детей-инвалидов в обычное детское сообщество. Прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах (далее – ОУ) лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность

Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

Сориентировать коллектив МАОУ «Средняя школа № 2» на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

Направления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов является важнейшей составляющей инклюзивного образования. Оно включает в себя профилактику, диагностику (индивидуальную и групповую (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающую работу (индивидуальную и групповую); коррекционную работу (индивидуальную и групповую); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертизу образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.

Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов

Чтобы поддержать ребенка с ограниченными возможностями здоровья и укрепить его самооценку, необходимо сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, помочь ему поверить в себя и свои способности, создавать вокруг него доброжелательную атмосферу, нейтрализовать неудачи.

Кадровое обеспечение.

Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации. В школе работает специалист с медицинским образованием, один педагог прошел профессиональную переподготовку в ОГПИ по направлению Специальное (дефектологическое) образование профиль «Олигофренопедагогика», 9 педагогов прошли дистанционное обучение на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого – педагогический университет» по программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида в части получения детьми – инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях». На протяжении трех лет осуществляется работа по данному направлению через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.

Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МАОУ «Средняя школа № 2» для детей с ОВЗ.

Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

Памятка «Советы родителям детей с ОВЗ»

1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.Хочу такой сайт

2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.

3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.

4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.

5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.

6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.

Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:

·развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;

·реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;

·оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МАОУ «Средняя школа № 2» привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других микрорайонах города.

Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (далее - услуги) (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Положение о реализации инклюзивной практики (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Положение об организации индивидуального обучения на дому (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Организация психолого-педагогического сопровождения и индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Методы, приемы и формы работы с детьми с соматическими заболеваниями (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Характеристика и специфические особенности психофизического развития детей с нарушением слуха (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Методы, приемы и формы работы с детьми с нарушением зрения (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Характеристика и специфические особенности психофизического развития детей с соматическими заболеваниями (скачать)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Перечень мероприятий по программе «Доступная среда»:

установленыширокие входные двери, расширена входная дверь в кабинете №1,оборудован пандус и перилаглавного входа школы, сделан капитальный ремонт санитарно - гигиенических помещений; произведена укладка асфальтового покрытия.

Материально - техническое обеспечение

Наименование комплекта или товара

Затраченные средства, руб.

Источник финонсирования

1

Оборудование для детей с нарушением ОДА (включая ДЦП) в составе: сидение для унитаза, ходунки на четырех колесах, пандус – платформа, алюминиевый складной (4-секционный), электрическая коляска – вертикализатор, кресло – коляска инвалидная, столик для детей с ДЦП

419000,00

Федеральный уровень в рамках реализации государственной программы «Доступная среда»

2

Аппаратно – программный комплекс для детей с нарушением ОДА (включая ДЦП) в составе: специализированный программно – технический комплекс для детей с ограниченными возможностями здоровья КомпьютерAcerVeriton(клавиатура и мышь в комплекте); гарнитура компактнаяSenmai:SCL-HD265; компьютерный джойстикPretorianOptimaJoystick; набор цветных выносных компьютерных кнопок малыхPretorianSMOOTHIE75; выносная компьютерная кнопка средняяSMOOTHIE125; специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода Глобус А: Клавинта; акустические колонки

372750,00

Федеральный уровень в рамках реализации государственной программы «Доступная среда»

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Интерактивные панели способствуют развитию тактильного, визуального и акустического восприятия.

Специальная клавиатура предназначена для содействия в использовании компьютера учащимся с ограниченными моторными и зрительными функциями. Различные типы клавиатур адаптированы к определенным разновидностям ограничений.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Материально-техническое(включая архитектурное)обеспечениевключает необходимое учебно-материальное оснащение. Создана безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.

Смонтированы широкие входные двери, пандус, санитарно-гигиенические помещения.

Специальные условия питания

Специальные условия охраны здоровья

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе два компьютерных класса на базе процессоров AMD, имеющие выход в Internet. Все кабинеты оборудованы рабочим местом учителя, включающим компьютер с программным обеспечением ЭОР, пятнадцатью кабинетов со стационарными, на потолочных подвесах, цифровыми (мультимедийными) проекторами, из этого количества 5 кабинетов имеют интерактивное оборудование с маркерными досками.

Действует локальная компьютерная сеть, состоящая из трех рабочих групп: общешкольная группа, и двух групп кабинетов информатики. Автоматизированы рабочие места директора и заместителей директора.

Информационная среда школы создает условия для широкого и системного использования компьютер и внеурочных занятий по всем учебным предметам на всех ступенях образования, в индивидуальной учебно-исследовательской рабо ных технологий в образовательном процессе, повышения эффективности урочных те учащихся.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Перечень электронных образовательных ресурсов (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Кабинеты для инклюзивного образования оборудованы компьютерами с проектором.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Отсутствует

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Отсутствует
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».